Оспаривание протоколов комиссий налоговых органов

Оспаривание протоколов комиссий налоговых органов

Можно ли оспорить протоколы комиссий налоговой службы, в которых налоговый орган предлагает налогоплательщику самостоятельно рассчитать и доплатить в бюджет налог на добавленную стоимость?

Ответ очевидный: Нет.

Вывод о том, что указанные протоколы комиссий оспорить нельзя, четко обоснован, например, в Определении Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2023 года по делу № А20-3848/2023. И с выводами суда нельзя не согласиться.

Арбитражный суд указал:

«Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 127.1 предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.

Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательное предписание по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Как следует из материалов дела, в оспариваемых протоколах налоговый орган предлагает заявителю самостоятельно увеличить в налоговом учете реализацию, рассчитать и доплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом указанные протоколы не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливают прав и не возлагают на общество каких-либо обязанностей.

По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения.

Комплексное толкование положений статей 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет суду прийти к выводу, что в судебном порядке могут быть оспорены ненормативные правовые акты органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности. При этом оспариваемый ненормативный правовой акт должен обладать следующими правовыми характеристиками: являться односторонним актом индивидуального характера, изданным компетентным органом, содержащим властные предписания, обязательные для исполнения. Властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, должно быть направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением.

Оспариваемые ООО «Промкат» протоколы комиссии УФНС России по Кабардино-Балкарской Республики по противодействию правонарушениям на территории Кабардино-Балкарской Республики вышеуказанными признаками ненормативного акта не обладают. По своей правовой природе указанные протоколы являются документами, не влекущими правовые последствия для заявителя.

При изложенных обстоятельствах производство по заявлению подлежит прекращению по правилам статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ».

адвокат Гладилин А.Н.

10.01.2024 г.

Оставить комментарий