Отмена обеспечительных мер налогового органа

Отмена обеспечительных мер налогового органа


В случае незаконного наложения налоговым органом обеспечительных мер после проведенной налоговой проверки Ваше заявление в суд может быть составлено по следующем образцу:

Арбитражный суд города Москвы

адрес: …

Заявитель

Общество: …

адрес…

Заинтересованное лицо

МРИ ФНС России № … по г. Москве

адрес: …

Заявление

Фактические обстоятельства дела…

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Кодексом и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (пункт 2 статьи 22 НК РФ).

Предоставленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах компетенция налоговых органов предусматривает их право проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом,  приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 32 НК РФ установлено, что наряду с обязанностями, предусмотренными пунктом 1 этой статьи, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами. При этом должностные лица налоговых органов, в частности обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (подпункт 1 статьи 33 НК РФ).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Определения от 07.11.2008 № 1049-О-О, специфика юридической природы налоговых отношений, имеющих публично-правовой характер, и обусловленная Конституцией Российской Федерации обязанность государства по обеспечению равного налогового бремени и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций как налогоплательщиков, определяют применение, главным образом, императивного метода налогового правового регулирования и, соответственно, связанность свободы усмотрения субъектов налогового права, в том числе налоговых органов, наличием прямых нормативно-правовых предписаний налогового законодательства.

Законодательное регулирование налогового контроля и деятельность уполномоченных органов по налоговому контролю осуществляются в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе связанности государственных органов законом (пункт 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П). Исходя из пункта 2.4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О, превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 10 статьи 101 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных
в решении.

Из приведенных положений Кодекса следует, что обеспечительные меры, ограничивающие хозяйственную самостоятельность налогоплательщика, принимаются только в том случае, если у налогового органа после вынесения решений, принятых по результатам налоговых проверок, имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем их исполнение. При этом обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 стати 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на реализацию процедуры принудительного взыскания налогов, пеней, санкций во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого в порядке пункта 7 статьи 101 НК РФ решения налогового органа.

Из пункта 10 статьи 101 Кодекса следует, что основными условиями принятия обеспечительных мер являются:

- вынесение налоговым органом решения о привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в порядке пункта 7 статьи 101 НК РФ);

- наличие достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных
в решении.

Только при соблюдении указанных условий, а также нормативно установленной последовательности принятия обеспечительных мер, их видов, решение налогового органа о принятии обеспечительных мер может быть признано законным и обоснованным.

Таким образом, решение о принятии обеспечительных мер, как и любое другое решение налогового органа, должно отвечать установленным законодательством о налогах и сборах принципам обоснованности, мотивированности и законности, поскольку данное решение затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.

Согласно пункту 11 статьи 101 НК РФ по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на: 1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; 2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 Кодекса; 3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 Кодекса.

Как следует из оспариваемых ненормативных актов Инспекции от … № 1 и от … № 2, основанием для принятия обеспечительных мер в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ послужили такие обстоятельства как выявление в деятельности заявителя фактов необоснованного применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, и включению затрат в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций, а также вывод реализации в ходе проверки имущества.

Вместе с тем, налоговый орган, констатировав по приведенным обстоятельствам наличие оснований для принятия обеспечительных мер, не представил достаточных доказательств, подтверждающих возможность возникновения при непринятии обеспечительных мер затруднительности либо невозможности исполнения вынесенного по результатам налоговой проверки решения (в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).

Как выявлено налоговым органом Общество своевременно представляло налоговые декларации по подлежащим уплате налогам. 

Анализ аспектов сделок Общества с контрагентами, обстоятельства законности доначисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, начисления пеней и применения налоговых санкций применительно к предмету настоящих требований исследованию и установлению не подлежат. 

При этом применение обеспечительных мер по причине превышения размера доначисленной по результатам налоговой проверки суммы налогов, пени и штрафов над балансовой стоимостью имущества Общества, при отсутствии иных факторов, предопределяющих принятия таких мер, не может быть признано обоснованным, само по себе это обстоятельство не является достаточным основанием для принятия Инспекцией решения в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ, поскольку принимаемые обеспечительные меры должны быть связаны с затруднительностью или невозможностью последующего исполнения решения о привлечении
к налоговой ответственности.

Взаимосвязанный анализ положений статей 32, 33, пункта 10 статьи 101 НК РФ о подчиненности налоговых органов закону, и реализация ими компетенции только в нормативно установленных пределах, не позволяют налоговому органу произвольно применять обеспечительные меры, поскольку для их применения необходимы объективные достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение вынесенного в порядке пункта 7 статьи 101 Кодекса решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в таком решении.

При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения Инспекции налоговый орган в силу распределения бремени доказывания обязан доказать наличие достаточных оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение вынесенного в порядке пункта 7 статьи 101 НК РФ решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в таком решении.

В связи с этим, при непредставлении налоговым органом доказательств того, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение вынесенного в порядке пункта 7 статьи 101 НК РФ решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в этом решении, само по себе наличие недоимки по налогам (ее размера), установленной по результатам проведения выездной налоговой проверки не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

Инспекцией, исходя из приведенных в ненормативном акте оснований и представленных доказательств, не установлены обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что исполнение Обществом в будущем решения о доначислении налогов, начислении пеней и применении штрафов будет невозможно или затруднено. Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие таких обстоятельств, в частности совершение заявителем как налогоплательщиком целенаправленных действий по сокрытию или отчуждению принадлежащего ему имущества, уменьшению активов, принятии решения и подаче в регистрирующий орган заявления о ликвидации, налоговым органом не установлены и в оспариваемых ненормативных актах не отражены.

При принятии оспариваемых решений от … № 1 и от … № 2 налоговым органом в достаточной степени не устанавливались и не оценивались именно обстоятельства, свидетельствующие о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такие обстоятельства, как значительность размера доначисленных сумм налогов, начисленных пеней, примененных штрафов, а также основания, по которым эти доначисления произведены, сами по себе не являются достаточными условиями для принятия обеспечительных мер без анализа обстоятельств, свидетельствующих о невозможности или затруднительности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Очевиден вывод о несоответствии решений Инспекции от … № 1 и от … № 2 о принятии обеспечительных мер принципам законности, обоснованности и мотивированности, что свидетельствует о наличии правовых оснований для признания их недействительными.

Обстоятельства, изложенные в мотивировочной части решения, выносимого налоговым органом по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, и послужившие основанием для доначисления налогоплательщику сумм налогов, начисления пеней, привлечения к налоговой ответственности (пункты 7, 8 статьи 101 НК РФ), сами по себе, не могут быть признаны достаточной мотивацией, для вынесения решения о принятии обеспечительных мер в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ, поскольку, следует учитывать положения подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 21, пункта 9 статьи 101, пунктов 1, 2 статьи 101.2 НК РФ и исходить из условий, закрепленных в пункте 6 статьи 108 НК РФ.

Сам факт вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности заявителя за совершение налогового правонарушения, даже при значительных по размеру доначислениях налогов, начисленных пеней и примененных налоговых санкций, не может при отсутствии иных факторов рассматриваться, как достаточное основание полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение вынесенного в порядке пункта 7 статьи 101 НК РФ решения Инспекции.

Инспекцией не доказана невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как нормативного условия для принятия обеспечительных мер в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ.

На основании вышеизложенного Общество просит Арбитражный суд города Москвы признать недействительными вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № … по г. Москве решение о принятии обеспечительных мер от … № 1, решение о принятии обеспечительных мер от … № 2.

Представитель Общества …

адвокат Гладилин А.Н.

24.06.2022 г.

Оставить комментарий