Предлагаю Вашему вниманию образец жалобы на решение налогового органа о принятии обеспечительных мер на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ.
В Управление ФНС России по г. Москве
123007, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12а
через
Инспекция ФНС России № … по г. Москве
адрес…
от
ООО «А»
ОГРН …
ИНН … , КПП …
адрес: …
Жалоба на Решение
о принятии обеспечительных мер № … от … г.
Однако, очевидно, что «достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может сделать невозможным в дальнейшем исполнение вышеназванного Решения» не установлены, обеспечительные меры приняты с нарушениями налогового законодательства, что ведет к признанию Решения о принятии обеспечительных мер № … от … г. недействительным.
Приостановление операций по счетам в банке, по счетам цифрового рубля допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта».
Вывод Общества подтверждается актуальной судебной практикой. Как, например, указано в Решении Арбитражного суда Астраханской области от 10 марта 2025 года по делу №А06-1577/2024:
«Налоговый орган, не приняв в полном объеме обеспечительные меры в отношении всего имущества Общества в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ, не имел правовых оснований для принятия решения о приостановлении операций по счетам Общества в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ».
Согласно пункту 10 статьи 101 НК РФ: «После вынесения Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или Решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит Решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом».
Пункт 10 статьи 101 НК РФ не позволяет налоговому органу произвольно применять обеспечительные меры, поскольку условием для их принятия является наличие вышеуказанных оснований, и, принимая обеспечительные меры, инспекция обязана доказать невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как указано в оспариваемом Решении о принятии обеспечительных мер № № … от … г. основаниями для принятия обеспечительных мер являются:
- применение схем ухода от налогообложения.
- непредставление налогоплательщиком документов для проведения мероприятий налогового контроля;
- вывод активов.
Из текста оспариваемого Решения о принятии обеспечительных мер не следует, что налоговым органом исследовались обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что исполнение обществом в будущем решения о доначислении налогов, пеней и штрафов будет невозможно или затруднено. Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие таких обстоятельств, и, в частности, совершения Обществом умышленных действий по сокрытию или отчуждению принадлежащего ему имущества, налоговым органом не установлены.
Применение схем ухода от налогообложения
Вывод Общества подтверждается судебной практикой.
Как, например, указано в Решении Арбитражного суда Астраханской области от 10 марта 2025 года по делу №А06-1577/2024:
«Налоговый орган должен предоставить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Наличие самого решения о взыскании с налогоплательщика недоимки, пеней и штрафа не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем его исполнения, а также сам размер сумм налогов, штрафов и пеней, начисленных в решении, послужившим основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер, не свидетельствует о невозможности и затруднительности в будущем исполнения такого решения».
Непредставление налогоплательщиком документов для проведения мероприятий налогового контроля
Налоговый орган указывает, что: «Налогоплательщик по запросу налогового органа от … , который получен налогоплательщиком … г. документы не предоставил. В связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ отражено в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от … г. № … ».
Общество не было привлечено к ответственности согласно ст. 126 НК РФ за непредставление документов по запросу налогового органа от … г., поэтому указанное основание не может приводить к принятию обеспечительных мер.
Очевидно также, что в любом случае указанный аргумент не являлся бы достаточным основанием полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении, что является для принятия обеспечительных мер обязательным в силу прямого указания пункта 10 статьи 101 НК РФ. Непредставление отдельных документов само по себе не влияет на возможность исполнения указанного решения в дальнейшем.
«Вывод» активов
Так как указанные договоры заключены ДО вступления в силу решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, то есть до возникновения задолженности, это опровергает вывод инспекции. Причинно-следственная связь между проведением выездной налоговой проверки и заключением договоров отсутствует.
Вывод налогового органа откровенно необоснован.
Каких-либо доказательств, подтверждающих совершение обществом умышленных действий по сокрытию или отчуждению имущества, а также совершения им действий, направленных на уклонение от уплаты налогов с целью неисполнения решения о привлечении к налоговой ответственности, налоговым органом не представлено.
На основании вышеизложенного ООО «А» просит Управление ФНС России по г. Москве отменить Решение о принятии обеспечительных мер № … от … г.