Под дроблением бизнеса налоговые органы понимают деятельность единого хозяйствующего субъекта, который с целью минимизации финансовых результатов и уменьшения налоговых обязательств искусственно создает ряд организаций, якобы самостоятельно осуществляющих эту же деятельность, но находящихся на специальных режимах налогообложения.
Вот основной, но далеко не полный перечень признаков, которые выявляют налоговые органы в качестве основания для вывода о дроблении бизнеса:
- общие учредители и генеральные директора в разных обществах;
- единая бухгалтерская служба (в частности, бухгалтерская отчетность ведется на одном компьютере) и общая кадровая службы;
- осуществление деятельности по одному адресу, общие контактные телефоны;
- использование в хозяйственной деятельности одного общества имущества другого общества;
-заключение между организациями договора на оказание услуг по предоставлению персонала или одинаковый состав работников;
- накопление кредиторской задолженности одного общества перед другим обществом, за счет чего минимизированы налоги, поскольку у первого общества расходы учитываются по методу начисления, а у второго общества доходы - кассовым методом;
- оказание одним обществом услуг, которые являются сопутствующими для деятельности другого общества;
- обязанности по работе на контрольно-кассовых машинах, принадлежащих разным обществам, возложены на работников одного общества;
- договоры с поставщиками, счета-фактуры и товарные накладные однотипные и идентичные;
- разные организации работают под одним логотипом или одними вывесками и др.
Если инспекции приходят к выводу о дроблении бизнеса, то на этом основании в результате выездной налоговой проверки при расчете налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика в составе его доходов и расходов учитывают доходы и расходы подконтрольных организаций.
Однако позиция налоговых органов не всегда находит поддержку в судах.
Прежде всего надо отметить, что налоговое законодательство не устанавливает правовое понятие «дробление бизнеса». Такое понятие отсутствует и в иных федеральных законах, в том числе, регулирующих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако, отсутствие этого понятия инспекции могут попытаться компенсировать ссылкой на необоснованную налоговую выгоду.
В связи с этим интересную позицию высказал Арбитражный суд Омской области, который в Решении от 18 июня 2015 года по делу № А46-3721/2015 указал, что пробел в регулировании «дробления бизнеса» «не может быть заполнен налоговым органом или судом, даже при применении к установленным правоотношениям постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53, поскольку актом судебного толкования не могут быть созданы нормы права, но только при этом условии (при наличии законодательно установленного запрета, а не запрета, установленного судом) действия налогоплательщика могут быть оценены как противоправные».
Как отмечают суды, Налоговый кодекс РФ не предусматривает такого метода исчисления налогов как исчисление налога на прибыль одному предприятию по объемам выручки нескольких налогоплательщиков и соответственно НДС аналогичным способом (см., например, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2015 года по делу № А60-12924/2015).
Интересное последствие действий инспекции отмечено в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского Округа от 25.05.2015 года по делу № А63-4162/2014: «примененный инспекцией расчет налоговых обязательств (добавление выручки предпринимателей к показателям общества; без учета вычетов по НДС и т. д.) не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации и ведет к значительному превышению (НДС в 7 раз, налог на прибыль в 2 раза) размеров налоговых платежей, которые общество уплатило бы в случае получения всей выручки в качестве единого налогоплательщика».
22.07.2015 г.
адвокат Гладилин А.Н.