Комиссии налоговых органов

Комиссии налоговых органов

Согласно Письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» для рассмотрения на заседании комиссии подлежат определенные группы налогоплательщиков. Например, налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Так, например, отбор налогоплательщиков, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДС осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.

Более подробно все критерии отбора можно посмотреть в тексте вышеупомянутого Письма ФНС РФ.

Однако надо учитывать, что комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Если суды их поддерживают, то обосновывают правомерность вызова налогоплательщиков для дачи пояснений в комиссиях налоговых органов ссылками на пп. 7 п. 1 статьи 23 НК РФ и пп. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ. Но толкование положений этих статей налоговыми органами и некоторыми судами вызывает сомнения.

В пп. 7 п. 1 статьи 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Но при вызове на комиссию о нарушениях говорить рано, пока налоговая проверка еще не проводилась и нарушения не зафиксированы. А о каком препятствовании может идти речь, если обязанность налогоплательщика давать пояснения комиссиям налоговых органов по легализации налоговой базы Налоговым кодексом РФ не установлена?

Согласно пп. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Но в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право, а не обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Как справедливо указал Иркутский областной суд в Постановлении от 23 июля 2015 г. по делу № 4а-512/2015: «Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривая право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, не устанавливает обязанность налогоплательщика явиться в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах».

Применительно к деятельности комиссий суды и налоговики ссылаются на обязанности, установленные пп. 7 п.1 статьи 23 НК РФ, но там идет речь о:

- выполнении законных требований об устранении выявленных нарушений (но без оформления результатов налоговых проверок говорить о «выявленных» нарушениях невозможно);
- не препятствовании законной деятельности должностных лиц налоговых органов (но представление пояснений не является обязанностью налогоплательщика и поэтому не явка для представления пояснений не может означать препятствование).

Нужно также учитывать, что ответственность за непредставление пояснений в НК РФ не установлена. Например, налогоплательщик не обязан пояснять причины увеличения доли налоговых вычетов.

Необходимо помнить, что согласно пп. 11 п. 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Таким образом, представление пояснений комиссиям налоговых органов может основываться только на доброй воле налогоплательщиков и может быть оправдано в целях не допущения конфликтов и уменьшения риска назначения налоговой проверки.

Что же касается именно неявки налогоплательщика по вызову комиссии налогового органа для дачи пояснений, то по этому поводу надо учитывать риск того, что суды могут подтвердить правомерность привлечения налогоплательщика к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неявку на заседание комиссии по легализации налоговой базы, встать на сторону налогового органа, основываясь на его праве вызывать налогоплательщика и игнорируя отсутствие обязанности давать пояснения.


01.06.2016 г.                                                                                                                    адвокат Гладилин А.Н.

Оставить комментарий