Заявление о признании незаконными действий налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о директоре и участнике ООО. Образец.

Заявление о признании незаконными действий налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о директоре и участнике ООО. Образец.

Арбитражный суд …

Заявитель…

Заинтересованное лицо…

Заявление

Согласно Свидетельства о государственной регистрации юридического лица … года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «...» ОГРН … .

… года в ЕГРЮЛ внесена запись о смене учредителей. Из числа участников исключены …, единственным участником стал А.

При этом к заявлению был приложен пакет документов, подтверждающих смену учредителей, среди которых нотариально заверенные Договоры купли-продажи доли в уставном капитале Общества от … между А. и Б. (…), А. и В.(…).

Все решения единственного участника А.: о смене директора, о смене юридического адреса заверены нотариально, что подтверждается Свидетельством об удостоверении факта принятия решения единственным участником Общества о смене директора от … (…), Свидетельством об удостоверении решения единственного участника юридического лица о смене адреса от … (…).

В адрес ООО «...» было направлено не уведомление о явке на допрос в качестве свидетеля в порядке ст.90 НК РФ №… от …, а уведомление №… от … о вызове руководителя А. на … к 9-10 часам для дачи пояснений по вопросам финансово­хозяйственной деятельности в порядке пп.4 п.1 ст.31 НК РФ. Никакого уведомления №… от … Общество не получало.

Действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об участнике и единоличном исполнительном органе принято регистрирующим органом без проведения каких-либо проверочных мероприятий, т.е. незаконно. Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали какие-либо основания для выводов о недостоверности рассматриваемых сведений об участнике и директоре общества на дату внесения соответствующей записи.

Также регистрирующим органом нарушена процедура внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, а именно требований пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ.

На сайте Почта России в разделе «отслеживание почтовых отправлений» размещена информация о том, что указанные почтовые отправления о недостоверности от … г. №…, направленые заказными письмами в адрес ООО «...» (ШПИ …), А. (ШПИ …), приняты к отправке в отделении связи …, в связи с чем, последним днем для предоставления сведений является .., при этом учитывая тот факт, что … является воскресеньем, то последним днем является ближайший рабочий день - … (с учетом ст.193 ГК РФ). Следовательно, регистрирующий орган не мог внести сведения в ЕГРЮЛ … за ГРН …, а должен был внести по истечении 30 (тридцати) дней, установленных Законом N 129-ФЗ, т.е. после указанной даты.

Соответственно запись за ГРН … от … г. внесена в сроки, позволяющие Обществу, представить сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, что также свидетельствует о ее недостоверности.

То обстоятельство, что заявитель фактически не получил уведомление налогового органа, не свидетельствует о надлежащем соблюдении процедуры внесения спорных сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ. Более того, корреспонденция возвращена не была, находится на хранении в отделении Почты России.

Также необходимо обратить внимание на тот факт, что отправителем уведомления №… от … г., является УФНС по …ской области, а не регистрирующий орган - Межрайонная ИФНС России №… по …ской области.

Выводы налоговых органов о том, что А. не является действительным участником ООО «...» и «номинальным» директором противоречат имеющимся в регистрационном деле Общества документам, которые на протяжении его деятельности в связи с внесением изменений в ЕГРЮЛ всякий раз представлялись в налоговый орган, в том числе оформленные нотариально.

Регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России №… по …ской области, УФНС России по …ской области, не установили фактов того, что А. является «номинальным» руководителем организации, который фактически руководство финансово-хозяйственной деятельностью Общества не осуществляет, отчетность не подписывает, операции по расчетным счетам проходят без его участия, и т.п.

… года действия по внесению спорной записи в ЕГРЮЛ были обжалованы в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы.

… года УФНС России по …ской области принято Решение №...@, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

… года А. обратился к руководителю УФНС России по …ской области Ц. с обращением разобраться в сложившейся ситуации и дать возможность явиться на допрос и дать все интересующие налоговый орган показания.

Вышестоящий налоговый орган расценил указанное обращение как повторную жалобу и отказал в рассмотрении указанного обращения Решением №...@, копию которого А. получил … года.


При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых, в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрена проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, которая проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и Порядок).

Мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес места нахождения юридического лица.

В силу п. 4 Оснований и Порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, установленная п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ и предусматривающая направление юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о необходимости представления достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности), в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 18 Оснований и Порядка).

В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Наличие записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о единственном участнике и единоличном исполнительном органе оказало негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность ООО «...», исполнение его налоговых обязательств и обязательств перед контрагентами, фактически деятельность организации парализована.

Так, ссылаясь на недостоверность сведений о директоре налоговый орган отказывает в принятии налоговой отчетности; по решению налогового органа приостановлены операции по счетам в банке; руководствуясь нормами закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», банк может приостановить операции по расчетному счету до приведения сведений в ЕГРЮЛ в порядок, а в худшем случае может и разорвать договор банковского обслуживания. Открыть счет в другом банке в данной ситуации не представляется возможным; ЭЦП заблокирована; пометка о недостоверности данных переводит компанию в ранг ненадежных, работа с ней может стать для ее партнеров фактором риска, не проявлением должной осмотрительности, что ставит под сомнение налоговые вычеты, увеличивает риск проверок т.п.; Общество не может предпринимать никакие регистрационные действия, к примеру, зарегистрировать изменения в Устав, добавить виды деятельности, сменить адрес, продать долю, заменить руководителя и т.п. Пока недостоверные данные не будут заменены на достоверные, в других регистрационных действиях будет отказано.

Указанные факты подтверждаются Отказом в принятии декларации от …, Уведомлениями об отказе в принятии налоговых документов от …; Решением № … от … о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке.

В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ решение, действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: если они не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял решение или совершил действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии со 4, 5 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры юридических лиц, содержащие, в том числе, сведения:

- об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества;

- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон № 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона № 149-ФЗ).

Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр. Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011 № 7075/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

В силу пункта 4.2. статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в вышеназванной норме Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.

В соответствии с пунктом 11 названных Оснований, мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.

В силу пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Исходя из вышеназванных норм Закона № 129-ФЗ следует, что направлению уведомления о недостоверности сведений в адрес юридического лица и его участников должна предшествовать проверка достоверности сведений, проводимая налоговым органом.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае такая проверка фактически не проводилась. Действия налоговых органов в данном случае сводятся к вызову А. на допрос в качестве свидетеля. При этом его неявка сама по себе не свидетельствует о недостоверности сведений о нем как директоре и участнике Общества.

Между тем, с настоящим заявлением Заявитель представляет суду: сведения из ЕГРЮЛ от … года о внесении записи о смене учредителей; копии Договоров купли-продажи доли в уставном капитале; свидетельство об удостоверении факта принятия решения единственным участником Общества о смене директора от … (…); свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица о смене адреса от … (…).

Указанное свидетельствуют о том, что А.  является реальным участником (учредителем) и директором ООО «...».

Сами по себе действия заявителя по обращению в суд с настоящим заявлением, а также действия по обжалованию решения регистрирующего органа в вышестоящий налоговый и обращение к руководителю УФНС России по …ской области свидетельствуют о заинтересованности заявителя в сохранении правоспособности общества и в защите своих прав и законных интересов.

При отсутствии неоспоримых доказательств, выводы Инспекции носят предположительный характер и не могут являться основанием для внесения в отношении учредителя и руководителя ООО «...» А., сведений о недостоверности.

При этом необходимо также учитывать, что наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в течении более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, может повлечь за собой принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, и как следствие возможность последующего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, что может повлечь за собой нарушение прав заявителя и кредиторов общества.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).

Исходя из вышеизложенного очевиден вывод о недоказанности налоговым органом факта недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об учредителе и директоре ООО «...» А.

На основании вышеизложенного А. просит Арбитражный суд …

признать незаконным действия МИ ФНС № … по …ской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН … от … о недостоверности сведений о А. как директоре и участнике Общества с ограниченной ответственностью «...» (ОГРН …, ИНН/КПП …/…);

обязать МИ ФНС № … по …ской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о недействительности записи ГРН … от … о недостоверности сведений о А. как директоре и участнике Общества с ограниченной ответственностью «...» (ОГРН …, ИНН/КПП …/…).

Представитель А.

по доверенности

адвокат Гладилин А.Н.

11.07.2022 г.

Оставить комментарий