Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 17АП-1745/2021-АК от 17 марта 2021 года по делу № А60-47722/2020 обосновал недопустимость формального подхода при определении ОКВЭД при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576. Доказывание основного вида деятельности может быть также осуществлено и на основе анализа иных документов и обстоятельств, а не только на основании соответствующего указания в ЕГРЮЛ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - постановление № 576) утверждены Правила предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), которые устанавливают цели, порядок и условия их предоставления.
Согласно абзацу 1 пункта 1 Правил получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Перечень указанных отраслей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Перечень).
Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне наиболее пострадавших отраслей определяется соответствующими кодами ОКВЭД-2.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
В пункте 3 Правил сформулированы условия для включения в реестр в целях предоставления субсидии, к числу которых относятся:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра 7 юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что фактически основным видом осуществляемой АО деятельности является осуществление регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 2 49.31.21 (в подгруппе 49.31.2). При этом то обстоятельство, что данный вид деятельности был указан по состоянию на 01 марта 2020 года в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности заявителя, а до 20.04.2020 в качестве основного вида деятельности организации формально значился «47.30 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах», не опровергает установленный судом факт ведения заявителем основной деятельности в сфере осуществления регулярных пассажирских перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, подпадающей под Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Соответствующие изменения внесены заявителем в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, где с 20.04.2020 «регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении» (код ОКВЭД 2 - 49.31.21) указаны в качестве основного вида деятельности АО.
Суд указал, что недопустимо применение к исследуемой ситуации исключительно формального подхода к оценке вида осуществления заявителем экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576.
Лишь формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям нормативного акта, устанавливающего условия получения субсидии (постановление Правительства от 24.04.2020 № 576) может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресатов субсидии.
Указание в ЕГРЮЛ ОКВЭД фактически носит характер доказательственной презумпции: сторона освобождена от доказывания вида основного деятельности, если указанный в ЕГРЮЛ ОКВЭД соответствует Перечню отраслей, однако такое доказывание может быть также осуществлено и на основе анализа иных документов и обстоятельств.
А это пример отрицательной судебной практики.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 17АП-2254/2021-ГК от 19 марта 2021 года по делу № А60-49724/2020 пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление №409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
…если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не были внесены в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.
…Заявитель жалобы, указывает, что суд не учел, что фактически общество ведет деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 47.75 розничная торговля косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, что подтверждается соответствующими заявлениями и уведомлениями ФСС РФ (расчеты по страховым взносам за 1-й и 2-й кварталы 2020 гоа.
Суд апелляционной инстанции, оценив данные выводы общества, пришел к выводу, что надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что с 2020 года, в том числе на 01.03.2020, фактически основным видом деятельности общества стала деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 47.75, и общество осуществляло торговлю розничными косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, в материалы дела не представлено.
адвокат Гладилин А.Н.
18.03.2021 г.